Недельная глава Ваеце. Еженедельник общины города Петах-Тиква.
для интересующихся иудаизмом
В нашей главе рассказывается о сне Яакова. После того, как Яаков проснулся, написано следующее: «Истинно Г-сподь присутствует на этом месте, а я не знал!» (Берешит 28, 16)
Поясняет Раши: «А я не знал – что если б знал, не спал бы в таком месте.» Поясняет Рашбам, на основании чего Раши утверждает это: «Не так, как я был уверен ранее, когда ложился спать, считал это место обычным. Потому как если в Торе используется слово «истинно», значит, это верно, а не то, что считалось раньше».
Судя по этому толкованию, Яаков не знал о святости места до того, как увидел сон. Но это противоречит толкованию Раши, когда он приводит мидраш в следующем пасуке.
Мидраш задается вопросом, почему был изменен хронологический порядок: вначале сказано «и пошел в Харан», а только потом «и пришел на одно место». Логчно предположить, что вначале Яаком достиг «одного места», а только потом пошел в Харан. Рассказывает мидраш, что Яаков дошел до Харана, и там пожалел, что не побывал по дороге на горе Мория, месте, где молились его отец и дед, и потому пошел обратно в Израиль, пока не достиг Бейт-Эля. Но тогда получается, что Яаков уже знал о святости места, на котором остановился переночевать, еще до того, как увидел сон!
Для того, чтобы разобраться в этом противоречии, нужно понять различие между двумя уровнями знания. Знание может быть внешним и поверхностным, то есть человек знаком с ситуацией только по ее внешним проявлениям. Есть знание, проникающее до глубины души человека, заполняющее его без остатка. Так, к примеру, истинно сочувствующий врач знает, как чувствует себя пациент, хотя и не может по уровню знание сравниться со страдающим человеком.
Так же с верой, мы не просто должны осознавать факт существования Вс-вышнего, но что вера должна наполнить нашу душу, сердце и личность. Как написано в главе «Ваэтханан»: «Познай же ныне и положи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на небе наверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4, 29).
Так становятся понятней слова Яакова после пробуждения. Он и прежде знал, что место, где он заночевал, содержит в себе святость. Но знание это было информативным, поверхностным. После того, как он пришел в Харан, Яаков сожалел о том, что не открыл сердце достаточно, чтоб использовать возможность возвыситься и ощутить сполна святость этого места. Он чувствовал разочарование и упущенную возможность, и потому решил собраться с силами и вернуться в Израиль.
Нам же стоит задаться тем же вопросом. Как люди живущие в Святой Земле, хоть и не сравнится ее святость со святостью Бейт-Микдаша, но все же, не упускаем ли мы свой шанс? Возможность почувствовать и осознать святость Земли Израиля, ощутить себя более близким к Вс-вышнему здесь, на земле праотцов? Не остаемся ли мы лишь на уровне информативного знания о святости земли Израиля?
Чтоб не пришлось нам сказать «Истинно Г-сподь присутствует на этом месте, а я не знал!»(с) рав Хаим Бриск
*Вообще, как я теперь понимаю (если правильно понимаю), в иудаизме Священное Писание воспринимается как материал для дальнейших размышлений, нежели как однозначная догма - как надо мыслить и чувствовать(что у христиан бывает)? Извините, если вдруг чем задела, просто я в религии и философии не разбираюсь и мне трудно формулировать мысли*
Тора - это код, в котором вкратце заложены мысли и понимания, кторые нам надлежит развивать, в соответствии с развитием как материальным, так и духовным каждого поколения.
Да, знать поверхностно - это одно. А вот ощущать это знание, совсем другое.