Недельная глава «Ки Тиса»
Моше рабейну на горе Синай, народ ждет его, и, по версии Раши, ошибается в подсчете дней. Пишет Раши «Потому что, когда Моше взошел на гору Синай, сказал им: через сорок дней я вернусь, к концу шестого часа. Были уверены они, что нужно включить тот день, в который взошел на гору Синай.» Моше же сказал «полные 40 дней», а день, в который он взошел на гору, был неполным.
Итак, народ решил, что Моше умер, и приходят к Аарону с просьбой. Логично предположить, что, потеряв лидера, народ Израиля приходит к Аарону с просьбой заменить Моше и быть их предводителем. Но, быть может, народ не доверял Аарону так, как доверял Моше?
читать дальшеЕсли мы вспомним окончание пятикнижия, а именно те псуким, что связаны со смертью Моше и Аарона, то увидим интересную вещь. Про Моше пишет Тора так: «И оплакивали сыны Израиля Моше в Арвот Моав тридцать дней.» (Дварим 34/8). Пишет Раши «Сыны Израиля – мужчины. Но Ааарон, несущий мир и мирящий тех, кто в ссоре, его оплакивали и мужчины, и женщины». Получается, народ был более привязан к Аарону, так как его смерть оплакивал «весь народ», а смерть Моше – «сыны Израиля». Так что кандидатура Аарона выглядела бы в создавшейся ситуации вполне логичной.
Но народ приходит не за этим. Они просят «Встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами, ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что с ним случилось.» (Шмот 31/1)
Что же просит народ? Дварим раба говорит: «Моше вывел нас из Египта и указывал нам путь, по которому будем подниматься. Сейчас нам нужно что-то божественное, чтобы шло перед нами».
Евреи просят кого-то или что-то, что указывало бы им путь. Кого-то, кто исполнял бы обязанности Моше – связывал бы их с Б-гом, указывал пусть в прямом и переносном смысле. Кого-то, кто стоял бы между ними – и Вс-вышним. Когда на горе Синай души евреев покидали тело с каждой произнесенной Вс-вышнем заповедью, они не выдержали этого и попросили Моше: говори ты со Вс-вшним, мы не можем.
Когда Моше не вернулся с Горы Синай, страх мог оказаться слишком сильным. Если даже Моше не выдержал прямого общения с Б-гом, то как мы сможем? Народу Израиля был нужен посредник, потому что они считали себя неспособными на прямое общение. Боялись его, или считали себя недостойными. Вроде бы проявляют евреи похвальную скромность, как и признание величия Вс-вышнего. В чем же проблема?
Рамбам в законах идолопоклонства пишет (глава 2, закон 1): «Не ошибитесь в раздумьях, поклоняться идолам – это ставить посредника между собой и Вс-вышним». Недаром дарование Торы было всему народу, а не избранным. Недаром чудеса видели все: мужчины и женщины. Главными событиями, определяющим самосознание еврейского народа, являются выход из Египта и дарование Торы. Почему? Потому что там был весь народ.
И как Вс-вышний счел достойным всех Своих сынов присутствовать при грандиознейших чудесах – море Суф и гора Синай, так они продолжают быть достойными прямого и непосредственного общения с Создателем, не ставя между собой и Им никого, ни вещь, ни идола, ни ангела, ни человека.